Несколько слов об Александре Филипповиче Кокоринове (1726-72 гг.), который выбирал в Москве по выражению глаз гениальных мальчиков в Петербург в Императорскую Академию Художеств, хотел рассказать о его роли в проектировании и строительстве здания академии. Понятно, что того здания, которое все знают в Петербурге в 1760-е годы – не было, его только начинали проектировать и строить. С 1758 года академия размещалась в особняке И.И.Шувалова на углу Итальянской и Малой Садовой ул., спроектированном незадолго до этого С.И.Чевакинским вполне в архитектуре Растрелли (в последующие годы особняк сильно «пообтрясли», сбив большое количество барочных деталей). Итак, здание академии проектировал знаменитый француз – Валлен Деламот – в России с 1759 года. Он приехал с большим количеством книг и привез множество возможных для копирования или использования планов, что обожала Екатерина и об этом он знал.
Деламот показал проекты неосуществленных дворцов Екатерине и та одобрила проект, выполненный Деламотом под Уайт-Холл в Лондоне, но не могла найти ему применения, и тут Иван Иванович Шувалов (1727-1797 гг.) предлагает использовать этот проект для здания Академии Художеств. Итак, было Екатериной принято решение, что она(!) строит здание академии (1764-1788 гг.).
Валлен Деламот начал проектировать. Сделал планы, фасады, макет, началось строительство, была выполнена часть здания, обращённая к Неве, начались занятия уже в новом здании. Потом деньги закончились и Деламот уехал в 1775 году во Францию. (Деламот параллельно занимался реконструкцией Гостиного двора, начал церковь Св. Екатерины с 1761/1763, которую окончил Ринальди на Невском в 1788 гг., спроектировал здание Новой Голландии и Малый Эрмитаж, спроектировал уменьшенную копию фасада Св.Екатерины для церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Твери). После смерти Кокоринова в 1772 году и отъезда Деламота в 1775 году продолжил строительство здания академии, получивший профессора Ю.М.Фельтен. Также много лет посвятил строительству здания А.Д.Захаров.
Но прежде Кокоринов ИЗМЕНИЛ фасад.
В музее Академии Художеств выставлены две части макета здания академии: одна часть, сделана по проекту Деламота, вторая, выполнена по проекту Кокоринова.
У Деламота главный фасад был весь в колоннах, Кокоринов для удешевления на главном фасаде между ризалитами заменил колонны на плоские пилястры, что «засушило» фасад, но сэкономило деньги. Роль Александра Филлиповича Кокоринова в проектировании и строительстве здания Академии Художеств была очень существенной. Он делал рабочие чертежи всего здания, видимо, по его проекту выполнен садовый фасад здания академии с церковью, он следил за строительством академии в течение почти 10 лет до своей преждевременной смерти и пестовал его, как своё дитя! И все знают о его роли и никто не сомневается в справедливости того, что он считается автором здания, другое дело, что ОН НИКОГДА БЫ ЕГО НЕ СОЧИНИЛ! В том-то всё и дело.
Такова же и роль М.Ф.Казакова в строительстве всего значительного, что ему приписывают!
Пример с А.Ф.Кокориновым показывает реально, как было дело с другими архитекторами и объектами. И роль М.Ф.Казакова сводилась примерно к этому же. Отсюда – тот огромный список работ, в которых он записан. Но выдумана его биография была только для того, чтобы противопоставить Баженову – гению русской архитектуры, окончившему Императорскую Академию Художеств, академику ИАХ, члену Болонской и Римской академий, масону Баженову (а в то время все вельможи были масонами!), которому подписали диплом архитекторы, работавшие для французского двора – Суффло и Габриэль, Луи-Пьер Моро-Деспру, Леруа, М.Бребион, маркиз Де Мариньи, а Людовик XV пригласил стать придворным архитектором! Противопоставить «академиев не кончавшего», самородка, недооценённого М.Ф.Казакова и только в советское время получившего должное признание! А то, что самородком первой величины в России XVIII века был Василий Иванович Баженов, и то, что они с М.Ф.Казаковым были одного социального происхождения и попались на глаза Дмитрию Васильевичу Ухтомскому и тот их забрал к себе в школу, приютил и дал возможность учиться, и работать, в этом – счастье и удача! И тут гений Баженова так расцвёл и раскрылся. Этого – не достаточно!
Следует обратить внимание на то, что всех юношей среднего возраста хорошо знал А.Ф.Кокоринов, поскольку он сам учился у Ухтомского и уехал в Петербург только в 1754 году.
Василий Иванович Баженов (1738-1799 гг.) окончил школу Ухтомского в 1755 году, попадает в московский Университет, в 1756 году уезжает в Петербург, его выбирает Кокоринов, ему 18 лет. Архитектуре начал учиться вне стен академии у С.И.Чевакинского (1709-1780?) на строительстве Никольского собора. Взят в академию в 1758 году, ему 20 лет. Там он продолжает учиться у Чивакинского, Валлена Деламота, и даже успевает поработать у Растрелли. Уезжает во Францию в 1760 году учиться у Шарля Де Вайи, ему 22 года.
С 1760 по 1762 год – во Франции, с 1762 по 1765 год в Италии. В Италии получает звание академика и профессора академии Св.Луки в Риме, избран в члены академии во Флоренции, почётные члены Климентинской Болонской академии в 1764 году, ему 26 лет.
Возвращается в Петербург в 1765 году.
Получает звание академика Императорской Академии Художеств в 1765 году, ему 27 лет!
Не получает звания профессора в ИАХ.
Проектирует потрясающее по красоте и удивительное по композиции здание Смольного института в 1765/66 год, фасад и план которого может сделать только гений. Его замечает Екатерина.
Получает заказ на проектирование Большого Кремлёвского дворца – вновь гениальный проект. Проектирует его с 1766/67, – ему 28 лет, по 1775 гг., – ему 37 лет.
Далее всё известно.
В 1788-1790 годы, как я предполагаю, Баженов получает заказ цесаревича Павла на проектирование Казанского собора, и параллельно с этим на проектирование Михайловского замка, что осуществляется к 6 марта 1792 года (отмывка фасадов Л.И.Миллером), – ему 50-54 года.
Получает 8 ноября 1796 года чин действительного статского советника среди гражданских лиц, что соответствует 4-му классу по «Табели о рангах» или генерал-майора в армии,– ему 58 лет.
26 февраля 1799 года Баженов получает звание вице-президента Императорской Академии Художеств,– ему 60 лет. После кончины зодчего, последовавшей 2 августа 1799 года, император «всемилостивейше пожаловал на погребение тела его, и притом высочайше повелеть соизволил объявить… что трёх дочерей… коль скоро оне помовлены будут в замужество, жалует им приданое». Одновременно государь повелел вдове архитектора представить записку о его долгах, которые он, видимо, тоже хотел взять на себя. (из книги «Михайловский замок», по статье – В.В.Пучков, Л.В.Хайкина «Hocopushiclaborest». Издательство «Белое и чёрное». – С.-Пб., 2001. – С. 45.)
Иван Егорович Старов (1745-1808 гг.) с 1755 учился в гимназии при московском Университете, в 1758 году попадает в ученики Академии Художеств к Кокоринову, Чевакинскому и Деламоту, ему 13 лет! Старов уезжает учится во Францию и в Италию с 1762 года, ему 17 лет, возвращается в Россию 1768 г., ему 23 года.
Академика получает в 1769 году, ему 24 года, адъюнкт-профессор академии, а с 1770 профессор Императорской Академии Художеств, ему 25 лет.
Далее тоже всё известно.
Интересно, почему же М.Ф.Казаков не попадает в академию вместе со Старовым в 1758 году, когда проходил набор талантливых юношей в академию!?
Матфей Фёдорович Казаков (1738-1812 гг.) поступил учиться к Ухтомскому в 1751 году в возрасте 13 лет и пробыл в ней до 1760 года, ему 22 года, в общей сложности 10 лет обучения!
Получает должность архитектора только в 1775 году, – ему 37 лет!
Не кончал Императорскую Академию Художеств, за границей не был. Образование не полное для формирования выдающегося архитектора, кругозор недостаточно широк. Отсюда следует, что никакими выдающимися художественными способностями он не обладал. В академики – не выдвинут и не избран.
Ивану Ивановичу Шувалову было важно выбрать учиться в академии самых способных.
Можно себе представить, какую жгучую ревность и ненависть к юноше Василию Баженову испытал юный Матвей Казаков, когда их общий друг А. Ф.Кокоринов или же сам И.И.Шувалов – не выбрал его для обучения в академии! И он пронес эту обиду, ненависть и ревность через всю жизнь, и всю жизнь мстил Баженову за его гениальность, и можно себе представить, как радовался всем неудачам своего гениального друга!
Хочу для примера напомнить о том, как начинала складываться судьба Карла Ивановича Бланка. К.И.Бланк родился в 1728 году, «архитектурии гезель» в 1749 г., – ему 21 год, заархитектор в 1753 году, – ему 25 лет, архитектор с 1755 года, – ему 27 лет. Все знают его огромную роль в осуществлении значительного числа объектов в Москве и Подмосковье. Никто и никогда не сомневался в его профессионализме, трудолюбии и творческих способностях. Но никто не называл его выдающимся архитектором. Судьба К.И.Бланка хорошо известна, напомню только, что в Тобольске в 1740 году К.И.Бланк познакомился со своим сверстником А.Ф.Кокориновым, который оказался способным учеником отца Карла Ивановича, архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Кокоринов отправился вместе с Бланками в Москву после восшествии на престол Елизаветы Петровны (25 ноября/6 декабря/ 1741 года), где также в 1749 году он получил «архитектурии гезеля». Это чрезвычайно интересный факт.
Какое счастье, что среди друзей А.С.Пушкина не было завистников, но они были в его окружении. Это всё так похоже на окружение Баженова, которому в голову не приходило подумать о том ужасе, который пережил Казаков в юности! И потому я написал про Дантеса, про Моцарта и Сальери. М.Ф.Казаков в судьбе Баженова играл роль Сальери и очень удачно.
А потом мы встречаем еще одного завистника и интригана – Винченцо Бренну, который сметал на своем пути к деньгам и званиям при дворе Павла – всех попавшихся ему архитекторов!
Это был и архитектор Анри-Франсуа-Габриэль Виолье, сопровождавший в поездке по Европе Павла в 1781-82 гг.
Это и Чарльз Камерон, которого он вынудил уйти с работы в Павловске.
Это и Антонио Ринальди, которому из-за Бренны пришлось уехать в Рим, хотя он до 1790-х годов был придворным архитектором и работал в Гатчине для Павла.
Это в конце 1790-х оказался и сам Баженов, проектировавший Михайловский замок, вполне неожиданно получивший от Павла отставку. От расстройства Баженов получает инсульт и умирает…
Это, наконец, Егор Соколов, который вынужден был уйти в отставку через неделю после торжественной закладки Михайловского замка, на которой он подавал Павлу серебряный мастерок с раствором, в то время, как В.Бренна подавал серебряный мастерок Марии Фёдоровне.
Кого-то он нам напоминает, ни М.Ф.Казакова ли?
Всё тоже самое мы видим вокруг сегодня – интриги и зависть.