Диаметр купола Пантеона в Риме по Палладио = 121 вичентинских футов 121 х 0,3552 (по Lugli) = 42,9792 м, по изданию Палладио 1938 года 121 х 0,352 = 42,592 м. По данным из книги* «Андреа Палладио» вичентинский фут равен 358 мм, таким образом, 121 х 0,358 = 43,318 м.
Высота колонн портика Пантеона 48 римских футов по 0,2963 м = 14,22 метра (совпадает с обмерами в натуре, выполненными моей женой Анной Караваевой в 2010 году). Нами с сыном Андреем в 2000 году были сделаны обмерены в натуре 7 колонн Пантеона с правой стороны портика – их диаметр равен: 1470, 1480, 1487, 1490, 1464, 1480 и 1490 мм.
По недавним исследованиям диаметр Пантеона по внутренним стенам равен 43,37 м, так, что можно думать, что размер вичентинского фута, равного 358 мм – наиболее подходящий, если принять обмер Палладио, где диаметр равен 121 вичентинскому футу (43 370 мм : 121 = 358,43 мм).
Я же в своих дальнейших подсчётах буду использовать два размера вичентинского фута – 352 мм и 355,2 мм.
Древнеримский фут (piede antico) по Геймюллеру = 0,2963 м.
Вичентинский фут (piede vicentino) = 355,2 мм (по Lugli), 347,5 мм (по Zorzi) или 347,72 мм (по М.Б.Михайловой).
По книге*: «Andrea Palladio», Bibliothek Alter Meister der Baukunst zum Gebrauch fűr Architekten Herausgegeben von Cornelius Gurlitt, Der Zirkel Architektur-Verlag G.M.B.H., Berlin, 1914, вичентинский фут равен 358 мм.
По книге «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио, изданной издательством Всесоюзной Академии архитектуры в 1938 году в переводе И.В.Жолтовского на нескольких страницах дано факсимильное изображение половины вичентинского фута, равное 176 мм, отсюда фут равен 352 мм.
Размер вичентинского фута, равный 352 мм также соответствует чертежу в книге «Четыре книги Палладиевой архитектуры», выпущенной Н.А.Львовым в 1798 году в Петербурге в издательстве И.К.Шнора. Черт. IV, стр. 30. Там даны четыре масштабные линейки:
Первая из которых дана в вершках (вершок = 1/48 сажени или 2 133,6 : 48 = 44,45 мм) и должна была быть равной – 4 вершка х 44,45 мм = 177,8 мм, на листе в печати размер равен 176 мм, значит, мы имеем НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ расхождение в размерах масштабной линейки, измеряемых мной в мм и указанных на линейке в печати. Что интересно, у Н.А.Львова обе линейки в вершках и вичентинских футах (половина фута, как у Палладио!) – совпадают в точности до мм(!), отсюда можно было бы сделать вывод о том, что все масштабные линейки отличаются в печати в меньшую сторону от указанных в них размеров. Исследуем это, рассматривая книгу Н.А.Львова о Палладио.
Вторая линейка – в вичентинских футах (в футе – 12 дюймов-сигм-унций (унцов – по Н.А.Львову). Здесь – полфута = 6 дюймов. Линейка равна 176 мм.
Третья – во французских дюймах, равных 1/72 туаза (1 949 мм) и, соответственно, французский дюйм равен 27,07 мм. Здесь – полфута = 6 дюймов. Линейка равна 156,6 мм, а должна была быть равной = 162,417 мм. На лицо – существенное расхождение, более 5,8 мм на таком коротком отрезке!
Четвёртая – в английских дюймах, 1/2 фута равняется 304,8 : 2 = 152,4 мм, в печати линейка в 6 дюймов равна 147 мм, что меньше должного: 6 дюймов по 25,4 мм = 152,4 мм. Расхождение в 5,4 мм также очень существенное.
Как жаль, что Н.А.Львов не предполагал, что при печати возникнут линейные изменения размеров масштабных линеек. Но ни это расстраивает. Если бы линейные размеры чуть изменились при печати, это было бы сейчас легко установить и выяснить, что, действительно, надо считать, что графическое равенство в печати масштабной линейки в вершках и в вичентинских футах (дюймах) позволяет с точностью до мм выяснить размер вичентинского фута, равного 8 вершкам и, соответственно, равного 355,6 мм и решить, что размер вичентинского фута 355,2 мм по Lugli – максимально приближен в размеру у Палладио. Но выясняется другое: размеры масштабных линеек, данных во французских и английских дюймах – значительно отличаются в печати от размеров, обозначенных на линейках. Более того, размеры масштабных линеек во французских и в английских дюймах по-разному отличаются от указанных в них размеров. Значит, дело ни в незначительных изменениях размеров в печати. Собственно, весь интерес у Палладио в его книге, изданной в 1570 году заключался в том, чтобы размер масштабной линейки в печати соответствовал размеру, обозначенному на линейке. Но все последующие издания были выполнены после смерти Палладио. Могли издатели не обратить внимание на указание Палладио о размере в полфута в чертеже и размере линейки в печати. И Н.А.Львов, издавая своё знаменитое издание (по изданию 1616 года), хотел идею равенства размера вичентинского полфута и чертежа в печати повторить, осуществить задуманное Палладио, тоже самое повторил в издании и И.В.Жолтовский.
На что следовало бы обратить внимание, так это на то, что, если увеличить лист Н.А.Львова с масштабными линейками по размеру английского или французского дюйма, то получится, что размер линейки, данной в русских мерах – в вершках будут значительно превышать размер, указанный в вершках на линейке! Что это может значить? Что чертил данный чертеж не Н.А.Львов, хотя мы видим его подпись в нижнем углу листа и его указание в предисловии от издателя на то, что он вычертил все чертежи(!). Николай Александрович не мог ошибиться в размерах масштабных линеек и в соотношении мер длин разных стран, которые он блестяще знал и специально для нас, для возможности проверить правильность всех размеров у Палладио, он привёл эти четыре масштабные линейки! Значит, всё же чертил Николай Александрович не все чертежи самостоятельно, что естественно при его гигантской занятости!, что ему помогали чертить помощники, и, что в этот важный лист вкрались необъяснимые ошибки, на которые Н.А.Львов не обратил внимания.
Таким образом, установить точный размер вичентинского фута Палладио по книге, изданной Н.А.Львовым – не удаётся. Не оправдалась моя серьёзная надежна на удачу! Даже, если принять чудесное равенство размеров масштабных линеек с 4-мя вершками русской меры и 6-тью дюймами вичентинского фута между собой, то я вынужден буду говорить лишь только о случайном совпадении, а не о чертеже, которому можно всецело доверять, поскольку сам Н.А.Львов о счастливом совпадении масштабных линеек в своём издании не написал.
Итак, по Lugli фут-пиед– Р = 355,2 мм, дюйм-сигма – σ= 1/12 Р фута = 29,6 мм, минута – i =1/4 σ дюйма-сигмы = 7,4 мм.
Парижский фут по Антуану Дегодэ (Antoin Desgodets) – фут = 324,8 мм, дюйм = 1/12 фута = 27,07 мм, линия = 1/12 дюйма = 2,26 мм
Высота колонн Казанского собора в Петербурге = 6 саженей х 2 133,6 мм = 12,8016 м, по обмерам = 12,85-12,9 метра, до верха антаблемента 16,30 метра, диаметр низа колонн 1 330-1 350 мм. Высота внутренних гранитных колонн = 5 саженей = 10,668 метра, по обмерам 10,7 метра.
Высота колонн портика Исаакиевского собора = 8 саженей (17,0688 м) и по обмерам = 17,04 метра, колонн портика купольной ротонды 5 саженей = 10,668 м, по обмерам = 11 метров. Отношение 5 : 8 = ~ 0,618, т.е. в «золоте». Но, если применить «глаз понимающего» по Палладио, то к пропорциям «Золотого сечения» можно отнестись с определённой долей иронии.