К.И.Росси (1775-1849 гг.) в России с 1785 года. В возрасте 20 лет в 1795 году по приглашению Винченцо Бренны (Викентий Францевич Бренна (1745-1820 гг.) работал в России с 1783 по 1802 годы) попал на проектирование и строительство Михайловского замка в Петербурге.
Можно себе только вообразить то счастье, которое К.Росси испытал, встретивши великого Баженова на площадке, работая с ним бок о бок, слушая его рассказы об увиденном, пережитом и спроектированном. Очевидно, что Баженов выделил молодого К.Росси среди помощников также, как в своё время выделил его, Баженова, среди сверстников Кокоринов – по выражению глаз. У талантливых людей взгляд – яркий, пытливый и вдумчивый, он отличается от взгляда других людей. Совершенно естественно, что Баженов рассказывал о своем неосуществленном проекте Большого Кремлёвского дворца и, поскольку, этот проект был не только счастьем, но и болью Баженова, он пояснял сложные пути творческого поиска, архитектурные ассоциации и темы, которые он выразил в проекте.
Ясно, что талантливый молодой человек, К.Росси, не только попал под сильное влияние Баженова, поддался обаянию его личности и таланта, он увидел творческий почерк гения, его градостроительные принципы и приемы, которые в последующем пригодились К.И.Росси в его собственном творчестве.
Да, проекты полуциркульных и овальных площадей были известны и Фельтену, но только в соединении с Триумфальной аркой и арками, развернутыми по Б. Морской, здание Главного штаба в осуществленном проекте К.И.Росси приобрело необходимое площади завершение, создало подлинный архитектурный и градостроительный шедевр, и ансамбль, достойный столицы. Можно с уверенностью сказать, что Триумфальная арка между Ивановской (Овальной) площадью и Соборной площадью в проекте Баженова подсказало это решение.
Второй раз Триумфальная арка Большого Кремлёвского дворца процитирована в Триумфальной арке между Сенатом и Синодом К.И.Росси, более того, закругленный угол с церковью и ступенчатым аттиком также подсказан внешними изогнутыми крыльями Большого Кремлёвского дворца Баженова. Наконец, создание улицы Зодчего Росси, – ни столько парафраз улицы Уффици во Флоренции, сколько улица, идущая по главной оси Большого Кремлёвского дворца от Овальной площади к круглой и далее к Триумфальной арке на Красной площади. Эти улицы равны и по ширине, и по высоте 10 саженям и по масштабу ордеров и смысловому значению. Часть восьмигранника площади Чернышёва описывает круг диаметром 50 саженей, равный диаметру круглой площади в проекте Баженова, также имеет высокие арочные проемы – это трёхпролётная триумфальная арка.
Вот где подлинное ученичество! Ученичество тогда достойно учителя, когда ученик реализует проектные предложения учителя с такой осмысленностью, таким пониманием уместности применения замысла учителя и с таким художественным чутьем! Конечно, К.И.Росси хорошо знал восьмигранную площадь в Твери, в которой работал над реконструкцией Путевого дворца в 1809 году. Но он мог знать и восьмигранную площадь Амалиенборг в Копенгагене (восьмигранник построен на квадрате со стороной в 200 метров) с королевскими дворцами, которая является пространственным шарниром перед площадью, на которой стоит гигантский Мраморный собор (Marmorkirken) или как он ещё называется – собор Фредерика).
Таким образом, К.И.Росси в Петербурге осуществил по частям некоторые градостроительные замыслы Баженова, предложенные им в проекте Большого Кремлёвского дворца.
Проекты завершения ансамбля дворцовой площади были предложены Растрелли. Но после проекта Баженова Большого Кремлёвского дворца все варианты завершения площади несли на себе отпечаток этого выдающегося произведения искусства. Так, в 1772 году (т.е. непосредственно сразу после выполнения проекта Баженовым Большого Кремлёвского дворца!) И.Е.Старов друг и соученик Баженова предлагает полукруг с радиусом 50 саженей – 106,5 метров, развернутый к Зимнему дворцу. Ю.М.Фельтен в 1779 году (практически сразу после остановки строительства Большого Кремлёвского дворца, надо учесть ещё и время отведённое на проект. Датой начала проекта можно считать 1776 год) начинает строительство одного из крыльев Главного штаба, обращённого экседрой к Зимнему дворцу, и получившего затем с 1819 по 1829 годы завершение у К.И.Росси (раскрытие экседры – 100 саженей ~ 213 метров).
К.И.Росси решает не просто локальную задачу достройки начатого Фельтеном, но развивает ансамбль от Мойки до Невского проспекта, охватывая проектом огромную часть сложившейся городской застройки, часть ее предлагая снести, часть перестроить, объединив в единое целое. Длина комплекса вдоль фасада Зимнего дворца 180 саженей (~385 метров) и в дальнейшем достроенная в 1845-46 годах часть здания Вольного Экономического общества – 30 саженей (~65 метров), суммарно 210 саженей (~450 метров) почти равна длине фасада Большого Кремлёвского дворца вдоль Кремлёвской набережной (у Баженова длина фасада ~300 саженей = ~640 метров).
К.И.Росси блестяще справился с необходимостью спроектировать фасад подобных исполинских размеров, имея перед глазами только что построенное новое здание Адмиралтейства А.Д.Захарова длиной в 200 саженей (~426 метров) и доверяя своему учителю Баженову, который мастерски решил сходную по сложности задачу, создав главный фасад Кремлёвского дворца, обращенный к Москва-реке и в Замоскворечье.
В этой связи необходимо вспомнить ранний проект Росси, который он сделал в 1805-1806 годах, вероятно по собственной инициативе. Он разработал грандиозный проект преобразования набережной Невы от Зимнего дворца до Сенатской площади вдоль территории Адмиралтейства. Сооружение должно было позволить непрерывно двигаться вдоль берега Невы. Росси предложил сделать грандиозный виадук с пологими въездом и спуском общей длиной 650 метров. По масштабу это сооружение вполне могло соотноситься с постройками времен Римской империи. Десять огромных арок виадука, пролетом более 25 метров каждая, были рассчитаны для прохода судом в верфь Адмиралтейства. (Росси мог знать и об акведуке Летнего сада, который был реконструирован Растрелли в 1740 году и изображён в 1748 году М.Махаевым в его перспективах города. Вся система была разрушена наводнением 1777 года. (см. статью Г.Каганова «Рим на Неве» в сборнике «Архитектура мира» №5. – М., 1996. – С. 39).
В пояснительной записке к своему проекту Росси выразил суть своих градостроительных устремлений: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии? Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости… Сооружение этой набережной должно произвести эпоху, должно доказать, что мы постигли систему древних, и предприятие это своим величием должно оставить далеко позади себя всё, что создали европейцы нашей эры». (Цитируется по книге В.К.Шуйского «Карло Росси» – С.-Пб., 2001. – С. 146).
В этих словах К.И.Росси мы слышим тот же гражданский, патриотический и градостроительный пафос, с которым Баженов проектировал и начал строить Кремлёвский дворец! С таким же чувством и пониманием градостроительных задач К.И.Росси работал над всеми выдающимися градостроительными проектами Петербурга, которые ему удалось осуществить. Любопытно обратить внимание на размеры арок россиевского виадука – 25 метров, это точные размеры арок базилики Максенция в Риме! Он увидел в этих арках подлинный размер и масштаб, и в своем проекте вместо трех арок сделал десять! «Вот это по-нашему…»! Видимо, этот проект позволил Росси так блистательно спроектировать и осуществить арку Главного штаба. Диаметр арки Главного штаба 18 метров. Не забудем, 1805 год, это время недавнего окончания строительства Михайловского замка и весьма близкое ко времени общения Росси с великим Баженовым!
Как пишет Г.Бёрнс в статье «Преемственность и новаторство в архитектуре Санкт-Петербурга, 1762-1825» в «От мифа к проекту. Влияние итальянских и тичинских архитекторов в России эпохи классицизма» – С.-Пб., 2004. – 332: «Роль Росси подобна роли Пушкина в создании нового – архитектурного – языка Санкт-Петербурга. У Росси этот язык обрел наибольшую выразительность. Он пользуется им, чтобы придать единство целым кварталам города, … перед зрителем … развёртывается величественный город, части которого, поначалу разрозненные, теперь связались воедино».
Удивительно точные слова.