Любопытно проанализировать перекличку между проектами – постройками королевских особ (включая дворцы высшего духовенства Ватикана) в разных странах, и их взаимовлияние друг на друга.
Видимо, первым круглым двором в новое время становится знаменитая вилла Мадама Рафаэля (1483-1520 гг.), начатая им в 1517 году. То, что она не достроена, значения не имеет. Этот проект дал сильнейший толчок развитию нового представления о дворе, как центре сооружения.
В этой связи обращает на себя внимание, в первую очередь, вилла Капрарола Алессандро Фарнезе. Именно вилла Капрарола близ Витербо наиболее сильно повлияла на дальнейшее развитие дворцового типа здания, не просто с двором, а, в первую очередь, с круглым двором и, затем, многогранным двором – пятигранным (шестигранным) или восьмигранным. Начатая строительством в 1520 году по проекту Б.Перуцци, продолженная Антонио да Сангалло Младшим в 1525, прерванная в связи с наступлением на Рим войск Карла V в 1527 году, и, затем, продолженная Виньолой с 1558 по 1564 годы, уже после смерти Перуцци в 1536 году. Эта вилла сыграла огромную роль в развитии замков-дворцов в европейской архитектуре. Круглый двор превратился в символ.
Практически одновременно с началом строительства виллы Капраролы начинает строиться дворец Карла V в Гранаде в Испании архитектором Педро Мачукой – учеником по разным источникам то ли Рафаэля, то ли Микеланджело. Я бы предположил с большей уверенностью, что П.Мачука был учеником Рафаэля – по различным элементам композиции и манере рисунка фасада: это и принципиальное появление круглого двора, как в вилле Мадама (с 1517 года) Рафаэля в Риме, рустованный цоколь и пилястры, как в палаццо Видони-Каффарелли (1515 год) со сдвоенными пилястрами второго этажа на рустованном первом. Подобные предложения Микеланджело – неизвестны. Строительство ведется с 1526 года и продолжается братом Педро Мачуки – Луисом или его сыном (по разным источникам) до 1572 года, завершается Хуаном де Ареа в 1635 году. Диаметр двора – 31,5 м.
Здесь происходит существенное переосмысление формы двора не только как функционального замкнутого пространства, но как символа. Дворец с символом замка – это уже не замок с функцией дворца, как было еще незадолго до строительства замка Фарнезе в Капрароле. При этом, образ оборонительного сооружения, как символа могущества, здесь присутствует в полной мере. Уже городские дворцы Фарнезе в Пьяченце и в Парме теряют образ оборонительного сооружения, и все же символ – образ многогранного замка будет еще долго служить архитектуре Европы.
Итак, план дворца в Капрароле – это равносторонний пятигранник с двором диаметром 21,5 метр. При этом, круглый двор с обходной галереей, пришедший из оборонных замков прежней эпохи, становится репрезентативным центром сооружения.
Чрезвычайно важным для развития архитектуры оказывается проект Серлио для нового здания Лувра, выполненный им в 1541-46 годах с круглым и восьмигранным двором в центре композиции, который, видимо, из-за внезапной смерти Франциска I (1494-1547 гг.) не был осуществлён. И, наконец, менее чем через столетие круглый двор оказывается в проекте Уайт-Холла Иниго Джонса в Лондоне. Этим двум проектам наследуют два проекта К.Перро и проект Н.Тессина Младшего для развития Лувра. Наконец, здание Академии художеств, как парафраз Уайт-Холла и Михайловский замок в Петербурге, как реплика на проекты Серлио и К.Перро.
Следует обратить внимание на пятигранный двор здания Сената в московском Кремле, как проекции пятигранника виллы Капраролы. При этом круглый двор Капраролы переместился в один из углов здания Сената и превратился купольный зал практически того же диаметра, что и двор виллы-замка!
Все эти проекты (добавим из широко известных такие объекты, как королевский дворец в Мадриде Юварры, монастырь Эскориал под Мадридом и Дом инвалидов с собором в Париже). Все они, по словам М.Б.Михайловой, являются неким творческим пересказом дворца Диаклетиана в Сплите.