Я потерял какой-то кусок текста, где были мои рассуждения относительно того, что автором Большого дворца в Царицыне был Баженов, а стоил его – М.Ф.Казаков. Я написал уже о том, что не видя и не зная готики или любого стиля нельзя в нём работать или сочинить стиль! Это похоже на слова из сказки : «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Совершенно определённо, что того неоготического окружения, с которым мог столкнуться М.Ф.Казаков, недостаточно, чтобы свободно работать в стиле неоготики, тем более, что собственно неоготических объектов в России было крайне мало. Перечислю наиболее яркие объекты неоготики: «Виноградные ворота» и Большой мост через овраг, «Фигурный мост» в Царицыне Баженова. Уже «Хлебные ворота» ни неоготикой, ни тем более готикой считать нельзя. В искусствоведении и в истории архитектуры принятое условное наименование «псевдоготика» или «неоготика» для того, чтобы можно было царицынские или другие объекты, выполненные в неоготике отличить от выполненных в классике.
Итак, я настаиваю на том, что Большой дворец в Царицыне был построен по проекту В.И.Баженова, но строил его, как обычно, М.Ф.Казаков, тем более, что Баженов уехал в Петербург в 1792 году по просьбе Павла. То, что автором проекта был Баженов можно доказать весьма определённо, приняв во внимание все те же идейные соображения, какие побудили Екатерину построить в Петербурге здание Академии Художеств по проекту Валлена Деламота в качестве укороченной цитаты королевского дворца Уайтхолл в Лондоне со знаменитым круглым двором, который начал строить для Карла Iзнаменитый английский архитектор-палладианец Иниго Джонс в 1619-1622 годах. Екатерине очень понравилась идея построить неосуществлённый королевский дворец в Петербурге с идейной программой «Королевский дворец Уайтхолл на Неве». Та же идейная программа была и в осуществлении в подмосковном комплексе Екатерины – «Мадридского замка» из Булонского леса. И тут очень интересная раскрывается интрига. Вполне вероятно, что Баженов, будучи в Париже, видел Мадридский замок в то время, когда Людовик XVпригласил его к разговору о том, не захотел бы он, Баженов, работать при королевском дворе архитектором… Эта встреча могла быть в Булонском лесу. В чем же заключён интерес этой встречи для Екатерины и Баженова помимо приглашения его к работе для королевского двора? Существуют два обстоятельства: во-первых, Мадридский замок – загородная резиденция королей Франции, где проходили встречи «без галстуков», это тождественно программе всего Царицынского ансамбля, и, во-вторых, опять-таки стояла задача процитировать архитектуру королевского дворца в Подмосковном лесу! Интересно, что планы, практически, идентичны, дворец в Царицыне чуть крупнее по масштабу и размеру, но повторено всё – два крупных квадратных в плане крыла с четырьмя башнями по углам, центральный главный корпус более узкий и длинный. Аркады и там, и там. Царицынские аркады приобрели готические стрельчатый очертания, тогда, как в Мадридском замке аркады арочные ренессансные. Кровли при этом совершенно в духе французских высоких кровель. В планах повторена схема несущих стен, а лоджии в России превратились в закрытые галереи с окнами. И, наконец, Мадридский замок был построен Франциском IВалуа в качестве реплики испанского замка, поскольку он оказался в плену у испанцев после битвы при Павии в 1525 году. В Мадриде Франциска I особенно впечатлил замок в пригородном парке Каса-де-Кампо. По возвращении во Францию Франциск поручил итальянскому архитектору Джироламо делла Робиа выстроить для себя в Булонском лесу под Парижем подобный замок «в мадридском вкусе». Как же это похоже на Екатерину и Павла!
Что же мог видеть в Мадриде Франциск I во время своего пребывания в Испании? Франциск видел замок еще до перестройки его Карлом V Габсбургом, что очень важно(!). Построенный арабами замок, думаю был подобен тем замкам, которые известны, например, круглый в плане замок Бельвер на Малёрке недалеко от Пальмы с четырьмя башнями и круглым двором , с ренессансными арками на первом уровне и готическими аркадами на втором. Любопытно, но может оказаться, что подобный круглый двор мавританской крепости в Мадриде сделался прототипом для проектирования и строительства знаменитого дворца Карла V в Гранаде так же с круглым двором, рядом с арабским дворцом Альгамбра. Итак, я полагаю, что именно такой небольшой вероятно квадратный с четырьмя башнями на углах замок и видел Франциск в Мадриде. Мог арабский замок быть построен в виде двух рядом стоящих квадратных сооружений с дворами или без них и с теми же башнями на углах, соединённых в единое целое аркадами лоджий в середине? Да, мог. Типологически и функционально подобное соседство двух одинаковых квадратных объёмов с центральным связующим корпусом мне не кажется достаточно убедительным, но французская реплика мадридского замка, выполненная итальянским архитектором меня убеждает в том, что мавританская крепость эмиров Кордовы и Толедо могла быть именно такой.
Первая значительная перестройка здания, связанная с его расширением, была выполнена в 1537 году по приказу императора Карла V, но его конечный внешний вид связан с работами, выполненными в 1636 году архитектором Хуаном Гомесом де Морой по приказу Филиппа IV. После чудовищного пожара 1734 года, погубившего значительную часть знаменитой коллекции живописи, остатки строений были снесены и проектирование и строительство нового дворца было поручено выдающемуся архитектору Филиппо Уварре, а после его смерти в 1736 году работы продолжил Джованни Баттиста Саккетти. Можно, конечно, вообразить, что также как Иван III возил с собой Аристотеля Фьорованти для строительства мостов и оборонительных сооружений во время своих военных походов, так же и Франциск Iвозил с собой архитектора Джироламо делла Робиа с теми же целями. Попав в Испанию, Франциск попросил архитектора сделать рисунок замка с тем, чтобы его реплику построить в Париже. Осуществить реплику в Булонском лесу для Дж. делла Робиа тогда, когда он видел замок в Мадриде, зарисовал и помнил его, не являлось непосильной задачей. Напомню, что Мадридский замок в Булонском лесу был снесен и продан на кирпич по распоряжению Людовика XVI незадолго до Великой Французской революции. Таким образом, Мадридский замок был известен весьма узкому кругу лиц. Представить себе, что Екатерина специально собирала рисунки и гравюры с изображением Мадридского замка, да еще и с планами, что очень важно для понимания невероятного сходства образов с Большим дворцом в Царицыне – возможно, но уж очень экстравагантно!, вместе с тем, для Екатерины этот жест весьма характерен. Она, вдохновившись идеей «переноса» Франциском I замка из Мадрида в Париж, могла решить, что хочет того же и у себя. Те графические изображения Мадридского замка во Франции, которые доступны в интернете – весьма сложны для расшифровки и не похожи на планы и фасады, по которым Мадридский замок в Булонском лесу был построен. Из известных изображений ясно, что в Мадридском замке на углах боковых корпусов стояли квадратные в плане башни, но увидеть по этим изображениям композицию, состоящую из двух квадратных в плане корпусов, а также соединяющего их главного корпуса в центре – не представляется возможным. Поэтому представить себе, что Екатерина могла выдать какие-то изображения М.Ф.Казакову и тот смог Мадридский замок «воссоздать» в Царицыне по гравюрам или картинам – неправдоподобно. Подобный Большому дворцу в Царицыне объект без натурных впечатлениях от Мадридского замка в Булонском лесу, от французской и итальянской готики, от архитектуры Ренессанса, в котором был построен французский замок и от множества архитектурных памятников, которые удалось увидеть Баженову, нельзя ничего ни вычертить, ни осуществить в натуре. Я считаю Большой дворец выдающимся памятником архитектуры. И вновь и вновь готов повторять, что проект был сделан Баженовым. И здесь опять появляются определённые архитектурные ассоциации. При сравнении квадратных корпусов Большого дворца в Царицыне выявилось равенство их размеров в плане с первоначальным центральным квадратным корпусом замка Шамбор под Парижем. И тут масштабное сходство вновь приобретает значение: квадратные угловые башни квадратных корпусов Мадридского замка судя по графике были небольшого размера и играли вполне декоративную роль. Башни замка Шамбор выполняли конечно же не оборонную функцию, но все же весьма серьёзный вид им придавал и высокий шатер, и вырытый по периметру ров с водой. Довольно крупные восьмигранные башни Большого дворца в Царицыне с их высокими кровлями вполне могут перекликаться с Шамбором, а романские сдвоенные колонны и маньеристские детали на окнах вполне могут создавать образ могущественного оборонного сооружения, а не развлекательного рокайльного дворца для проведения великосветских праздников.