Об этом мне сказал папа – Борис Григорьевич Бархин, доктор архитектуры, профессор МАРХИ, автор жилого дома МО на Смоленской набережной, 5, музея Вооружённых сил СССР и музея космонавтики в Калуге. Не смогу вспомнить, на примере какого объекта или фрагмента было проиллюстрировано интереснейшее явление: человек не может с определенной точностью сказать о размерах объекта, который он рассматривает, ни о его высоте, ни о его длине. При этом, в высоту у человека о размере объекта одно впечатление, в длину – другое. Это знали наши древние архитекторы, у которых в длину (ширину) существовала одна сажень, а в высоту – другая (см. о русском всемере или «вавилоне» – мере длины). Это было сделано для того, чтобы было ощущение как бы одинаковых размеров (поскольку одинаковые цифры), на самом же деле размеры были разными. Это оптико-психологическое явление я демонстрировал своему сыну, маленькому Андрюше, на примере одного из замечательных памятников архитектуры – доме Долгова на проспекте Мира, 16, стр. 1, Баженова.
Известно, что цоколь этого дома отделен от бельэтажа мощным профилем. (Сам цоколь, являющийся пьедесталом пилястр, которые после пожара средины XIX века, были уничтожены, – великолепного рисунка и масштаба.). С противоположной стороны проспекта Мира кажется, что можно подойти и положить руку на профиль цоколя или просто до него дотянуться. В результате установлено (в разные годы, пока мой сын Андрей рос, мы с ним проводили эти опыты на «А вдруг я уже?»), что дотянуться до профиля нереально, что этот профиль значительно выше моей вытянутой руки. При этом, стоит проанализировать некое киновпечатление от изменения размера, тянущейся кверху руки. Вначале кажется, что у меня рука нормального размера, затем по мере того как она вытягивается вверх, рука на моих глазах мультипликационно превращается в маленькую ручку на фоне каким-то внезапным образом выросшего в размерах и вознесшегося вверх профиля дома.
Папа в позе «модулора» у нас сфотографирован в Санаине в Армении, по которой мы путешествовали в сентябре 1971 года, у окна трапезной, до которого хотелось дотянуться. В ходе моих многолетних наблюдений, я пришел к выводу о том, что натуральную величину элементов здания человек может определить только с расстояния не более сажени, т.е. не более, чем с двух метров. Тогда размеры камней в облицовке цоколя и прочие элементы воспринимаются в их натуральных размерах. Поэтому заказчику ни в коем случае нельзя показывать элементы здания, предназначенные для кровли до их установки на место, они могут показаться грандиозными, испугать заказчика, и он может потребовать их переделки (уменьшения их размеров). У меня есть плачевный опыт такого развития событий.
Может быть главнее следующее: обучение зрения и понимания архитектора должно строиться на постоянном сравнении чертежа с впечатлением в натуре, чтобы не ошибаться в размерах объектов, размеров пространства площадей и пр. Поэтому, так важно не просто видеть, но знать из чертежей реальные размеры выдающихся памятников архитектуры и градостроительства, чтобы в своем собственном творчестве использовать их при желании получить от проектируемого объекта схожее с каким-то увиденным и известным объектом или пространством площади эмоциональное впечатление!