top of page

О ЦЕРКВИ-МАВЗОЛЕЕ ЧЕРНЫШЁВЫХ В ЯРОПОЛЬЦЕ

Я настаиваю на том, что Баженову пришла в голову гениальная идея в церкви-мавзолее Чернышёвых в Яропольце отобразить проекцию фасадов церквей на площади Дель Пополо в Риме, соединив вместе в единый объект два объёма с одинаковыми куполами и портиком! Тема постановки двух практически одинаковых церквей – Санта Кристина и Сан Карло на площади Сан Карло была успешно повторена в Турине Филиппо Юваррой (1678-1736 гг.), где, как известно, Баженов был. Такой «двойной удар» не мог не заметить Баженов с его чутьём на острые композиционные приёмы.

Известно, что Пашков дом сделан под влиянием палаццо Мадама в Турине архитектора Ф. Юварры. Вообще, влияние творчества Филиппо Юварры на творческий почерк Баженова – огромно. Если не знать, что Баженов учился во Франции у Шарля Де Вайи, можно было бы решить, что Баженов являлся учеником Юварры (понимая, что они не могли, к сожалению, встретиться, поскольку Юварра ко времени приезда Баженова в Италию уже умер). Но манера рисунка пером Баженова столь схожа с манерой эскизирования Юварры, что рисунки пером одного можно было бы принять за рисунки другого и наоборот. Замечательный рисунок пером интерьера в готическом стиле Баженова, так называемая театральная декорация, – это рука Юварры! – вот это школа! И это не подделка, это влюбленность одного мастера в манеру другого!

В Турине Баженов столкнулся с удивительным явлением в архитектуре. Он увидел возможность одновременного существования итальянского барокко с потрясающими работами Юварры – палаццо Мадама и двумя церквями – Санта Кристина и Сан Карло, дворцом в Ступиниджи и монастырём в Суперге с храмом Богородицы и его же недостроенными дворцами, с фантастическими работами Гварино Гварини с его куполами церквей и переработкой планов и фасадов Борромини для своих объектов, и французского классицизма, за изучением которого Баженова послали учиться во Францию! Надо признать, что случайно исторически сложившееся соседство итальянской и французской архитектуры в одном городе и на одной площадке, и их сравнение, – не в пользу французской архитектуры: сразу видны её беспомощность и скованность в композиционных приёмах и деталях.

Архитектура французского нормативного классицизма была экспортирована в Турин в начале 1700-х годов при известных обстоятельствах борьбы за испанское наследство. Интересно, что считанные годы владения городом французами, так ярко отразились в архитектуре центральных ансамблей. Можно сказать, что в Турине работал или работали неталантливые, неодарённые французские архитекторы, но это звучит, как оправдание. Итальянским глазом смотреть на французскую архитектуру за редким исключением – невозможно.


Recent Posts

See All

ОБ ИСКУССТВЕ АРХИТЕКТУРЫ

Самое главное в искусстве архитектуры это эмоции, чувства, которые получает зритель от рассмотрения того или другого объекта, или...

проектирование особняков
загородные резиденции
коммерческие объекты
современная классика
современный минимализм

bottom of page